Как оформить партнерское соглашение, чтобы защитить свой бизнес?

11 минут
3 марта 2025
Условия продвижения вашего бизнеса, размер и порядок выплат партнерам, возможности сотрудничества партнеров с другими компаниями — все это отражается в партнерском соглашении между аффилиатом и бизнесом. В этой статье рассмотрим, как грамотно оформить партнерское соглашение, чтобы защитить свою компанию с юридической, финансовой и репутационной точки зрения.

Что представляет собой партнерское соглашение

Партнерское соглашение — это договор между компанией и партнером, в котором закреплены условия взаимодействия, обязанности и права обеих сторон, а также порядок разрешения различных ситуаций. Основная цель такого соглашения — юридическая защита интересов как компании, так и партнеров.
Мы описали 7 важных аспектов, которые необходимо описать в партнерском соглашении. Эти моменты могут показаться не такими весомыми, но за ними кроются реальные истории о финансовых и репутационных потерях.

1. Правовые гарантии

Партнерское соглашение должно опираться на действующее законодательство.
Ниже основные составляющие, которые нужно учесть.
1
Конфиденциальность: определите, как можно использовать данные компании и клиентов, а что запрещено.
2
Право на интеллектуальную собственность: защитите авторские права своей компании и партнеров.
3
Правила рекламы: уточните детали маркировки рекламных материалов.

Учтите все актуальные требования и проконсультируйтесь с юристом, чтобы избежать правовых конфликтов и штрафов.
Обеим сторонам соглашения будет легче сотрудничать, если есть уверенность, что в договоре все учтено и соответствует букве закона.

2. Промокоды и скидки

Если вы планируете использовать промокоды и скидки для привлечения клиентов через партнеров, обязательно пропишите условия их использования. Не должно быть такого, что партнер предоставляет клиенту скидку, которая у вас не предусмотрена, и просто ставит вас перед фактом. Бизнес будет загнан в угол. Отказать клиенту в обещанной скидке — урон для репутации. Дать незапланированную скидку — урон для прибыли. Чтобы избежать этих проблем, укажите, что любые акции и поощрения могут инициироваться только компанией.
С помощью специальных сервисов можно отслеживать применение и эффективность промокодов. Например, в PRM Online доступна статистика по промокодам, которая видна как бизнесу, так и партнерам.

3. Сторонние партнерства

Если партнер будет сотрудничать с вашими прямыми или косвенными конкурентами, может возникнуть конфликт интересов. Пропишите в соглашении запрет на работу с конкурентами или с компаниями, чьи ценности противоречат вашим. Можно перечислить конкретные компании списком и описать профиль компаний, которые являются для вас конкурентами: сфера деятельности, их позиционирование и другие свойства.

4. Методы продвижения

Хотя разнообразие инструментов продвижения может быть полезно, важно согласовать каналы, через которые партнеры продвигают товары. Важно, чтобы рекламные кампании партнеров не создавали конкуренцию вашим собственным кампаниям. Для этого, например, можно разрешить партнерам использовать email-рассылки, продвижение в своих соцсетях и блоге, но запретить контекстную рекламу, чтобы искусственно не создавать лишнюю конкуренцию.

5. Обновление соглашения

Условия сотрудничества нужно регулярно актуализировать. Рекомендуем делать это раз в год или по необходимости. Укажите в договоре порядок внесения и согласования возможных изменений, чтобы это не было неожиданностью для партнеров.

6. Форма бизнеса партнера

Вашу компанию могут представлять различные типы бизнесов: самозанятые, ИП, юридические лица. Договоры с этими юридическими лицами составляются по-разному. Важно учесть форму бизнеса партнера, так как от этого зависят детали сотрудничества и соответствие законодательству. Нельзя составить и растиражировать один шаблон на всех, он просто будет недействителен.

7. Политика выплат и бонусы

Прозрачность в вопросе вознаграждений — это залог базовой вовлеченности партнера. Укажите в соглашение размер, сроки и порядок получения вознаграждений партнерами. А также пропишите, как будут фиксироваться и оцениваться результаты работы партнера.
Используйте PRM Online, чтобы результаты фиксировались автоматически и также автоматически рассчитывались выплаты. Так вы избежите человеческого фактора, снизите нагрузку на своих сотрудников и повысите взаимное доверие с партнерами.

Обсудите с партнером заранее

Прекращение сотрудничества
Опишите возможные причины расторжения договора, например, невыполнение обязательств, изменение стратегии или отсутствие результатов. Уточните сроки уведомления об отказе и порядок расторжения.
Конфиденциальность и защита данных
Если партнер работает с персональными данными, укажите в соглашении, что он должен соблюдать ФЗ-152 "О персональных данных". А также укажите, кто несет ответственность за утечку информации.
Обязанности сторон
Разграничьте обязанности партнера и компании. Например, бизнес должен вовремя предоставлять маркетинговые материалы партнерам, вовремя выплачивать комиссию за привлеченных партнером клиентов, уведомлять партнера о ходе сделки с приведенным клиентом.
А партнеры должны продвигать бизнес согласно описанным в договоре правилам (в разрешённых каналах, с использованием согласованных маркетинговых материалов), передавать в указанном порядке клиентов бизнесу и регулярно отчитываться о своей деятельности.
В PRM Online все эти процессы автоматизированы, что безусловно облегчает задачу.
Разрешение споров
Закрепите порядок урегулирования конфликтов, включая возможность обращения в суд. Определите, в каком суде будут рассматриваться споры, если не удастся уладить конфликт мирным путем.
Обучение
Если вы предоставляете обучающие материалы партнерам, укажите это в договоре. Это может включать доступ к курсам, промо-материалы о вашем продукте, помощь в рекламе и участие в вебинарах.
Обучение повышает мотивацию и вовлеченность партнеров, а также позволяет вам лучше контролировать смыслы и ценности, которые партнеры доносят до вашей целевой аудитории.

Какие шаблоны соглашений стоит составить

Как мы уже сказали, невозможно использовать один шаблон для всех. В некоторых случаях такой шаблон не подойдет и не будет иметь юридической силы. Но и на каждого партнера заново создавать соглашение не придется. Можно составить несколько шаблонов:
под три формы организации бизнеса
под разные варианты мотивации и расчета вознаграждений, которые вы будете использовать

Например, может получиться, что вы сотрудничаете только с ИП и ООО, а также используете только две модели выплат. Итого у вас будет 4 шаблона договоров.

От чего не может защитить партнерское соглашение

Грамотно составленное соглашение фиксирует порядок сотрудничества и последствия нарушений. По сути, это управление последствиями. В какой-то мере, договор, конечно, защищает от возникновения конфликтов и проблем. Ведь если обе стороны знают, что за нарушение предусмотрена ответственность, желание «нарушать» стремится к нулю.
Однако договор не в состоянии защитить от человеческого фактора. Когда ошибка совершается без злого умысла, но все так же приводит к потерям.
Что за ситуации это могут быть?
Сотрудник компании неверно рассчитал вознаграждение партнеру
Выплата партнеру проведена не вовремя или менеджер вообще забыл провести оплату
От партнера пришел клиент, совершил покупку, а транзакция не учтена и партнер остался без вознаграждения
Клиента от партнера не взяли вовремя в работу и клиент потерялся
Сотрудник не всем отправил обновленные маркетинговые материалы и некоторые партнеры передают клиентам устаревшую информацию о продукте и ценах

Защищаться от последствий таких ситуаций необходимо. Но еще лучше предотвращать их, а это можно сделать только с помощью автоматизации.
В PRM Online автоматизированы все процессы работы с партнерами:
поток лидов
транзакции
выплаты
коммуникация
передача материалов
аналитика

А также хранится история всех действий участников партнерской программы. Благодаря чему каждый шаг сотрудничества под контролем, а влияние человеческого фактора сводится к нулю.
Чтобы посмотреть, как работает сервис и какие результаты приносит партнерская программа бизнесам, использующим PRM Online, оставьте заявку на бесплатное демо на главной странице. Наши менеджеры все покажут в удобное для вас время.
Мария
Автор блога PRMonline

Читайте также:

Хотите бесплатную демонстрацию возможностей PRM Online?