Что такое реферальная программа

8 минут
26 декабря 2024
Ваши довольные клиенты могут стать вашими лучшими маркетологами, оптимизировать бюджет и привести лояльную теплую аудиторию, готовую покупать. Реферальная программа: что это такое, зачем она нужна бизнесу, какие виды есть и нужно ли ее продвигать — обо всем рассказываем в статье.

Зачем нужна реферальная программа

Реферальная программа — это мощный инструмент для привлечения новых клиентов, который работает на основе рекомендаций: ваши текущие покупатели / пользователи рассказывают о вас своим родным, друзьям и знакомым. И за каждого приведенного к вам клиента ваши амбассадоры получают поощрения.
Сразу поясним, что такое реферал и реферер:
реферер — это действующий клиент, который приводит вам новых клиентов;
реферал — это тот новый клиент, который пришел к вам по рекомендации.

Зачем все это бизнесу? В чем проблема и дальше продвигаться через таргет, контекст и другие рекламные инструменты?

Во-первых, реферальная программа — это выгодно. В отличие от традиционной рекламы, где вы платите за показы и клики, реферальная программа предполагает оплату только за конкретный результат. Реферал пришел и совершил покупку — реферер получил вознаграждение. Такой подход позволяет оптимизировать маркетинговые расходы и снизить риски: вы не тратите деньги на тех, кто не заинтересован в вашем продукте.
Во-вторых, это эффективно. Люди доверяют рекомендациям в разы охотнее, чем рекламным баннерам. За счет доверия к тому, кто вас порекомендовал, у клиента формируется стартовая лояльность по отношению к вам. В итоге, вы получаете «теплую» аудиторию, готовую к покупкам.
По данным исследования Nielsen, рекомендациям знакомых доверяет 88% опрошенных россиян, а мнениям потребителей в интернете (отзывам на продукты и услуги) — 79%. В то время, как рекламе в ее привычных форматах — не более 50%.
Однако рекомендации работают как полноценный инструмент для привлечения новых клиентов только в том случае, когда они систематизированы. Когда есть реферальная программа, в рамках которой вы стимулируете клиентов продвигать продукты и услуги бизнеса и получаете реальный результат в виде прироста клиентской базы и роста продаж. Только тогда рекомендации становятся управляемым каналом продвижения.

Виды реферальных программ

Реферальные программы можно классифицировать в зависимости от задач бизнеса и способов их реализации.
Например, программа может быть направлена на разную целевую аудиторию:
На новых клиентов: лояльные покупатели рекомендуют продукт или услугу своим знакомым и получают за это вознаграждение.
На новых сотрудников: действующие работники компании рекомендуют бизнес, как место работы, и получают бонусы за успешное привлечение ценных кадров. Такая реферальная программа есть у онлайн-школы Skyeng и у комбината «Черкизово», например.
Реферальные программы можно разделить и по форме вознаграждения, ведь в разных нишах участников будут мотивировать разные предложения. Это могут быть:
Денежные поощрения: реферер получают фиксированную сумму или процент от сделки за каждую успешную рекомендацию.
Скидки: за счет привлеченных клиентов рефереры могут сделать будущие покупки более выгодными. Например, интернет-магазин Ozon за привлечение новых покупателей через реферальные ссылки предоставляет скидочные купоны.
Бонусные баллы: их рефереры могут обменять на товары или услуги компании, частично оплатить свои покупки. Такую форму использует Альфа Банк.

Еще одна классификация — по форме рекомендации. Участник программы может использовать разные инструменты для привлечения новой аудитории. Вот два основных:
Реферальные ссылки: уникальные URL, по которым отслеживается, откуда пришел новый клиент.
Промокоды: специальные коды, которые рефералы вводят при покупке, подтверждая рекомендацию.

Есть также 3 модели вознаграждения и соответственно еще 3 вида реферальных программ:
Односторонние: вознаграждение получает только тот, кто привлекает нового клиента.
Двусторонние: бонусы получают и реферер, и реферал. Например, онлайн-кинотеатры предлагают месяц бесплатной подписки и пригласившему, и приглашенному пользователю.
Многоуровневые: когда имеет место цепочка рекомендаций, вознаграждения распределяются по нескольким уровням участников.

Для разных ниш и объемов будут эффективнее работать разные виды и модели вознаграждений.

Нужно ли рекламировать реферальную программу?

Чтобы рефералка работала, клиенты должны знать о ее существовании. Базовый минимум — разместить информацию на сайте, в приложении и добавлять в коммуникацию с клиентами. Укажите детали в личном кабинете, добавьте напоминания в рассылках или сделайте баннер на главной странице. Чем проще людям найти и понять условия программы, тем выше вероятность, что они станут ее участниками.
Если же вы понимаете, что клиенты очень редко используют реферальную программу или вовсе не обращают на нее внимание, можно запустить более масштабную маркетинговую кампанию. Некоторые компании проводят розыгрыш, вознаграждая большим дорогостоящим призом того реферера, который привел больше всего новых клиентов.

Как увеличить продажи с помощью реферальной программы? Информация для бизнеса

Как мы уже сказали выше, чтобы реферальная программа давала результаты, нужны:
  • системность,
  • прозрачность,
  • мотивация,
  • контроль.
Вручную все это организовать просто невозможно. Это каждому клиенту-рефереру нужно сгенерировать персональную ссылку или промокод, следить за приведенными клиентами-рефералами, вовремя выплачивать вознаграждение. Очевидно, что нужна автоматизировать эти процессы.
Сделать это можно с помощью PRM online — это платформа для автоматизации всех видов партнерств: с аффилиатами, партнерами и рефералами. Вот пара примеров из функционала:
  • Аналитика по новым приведенным клиентам и совершенным целевым действиям для оценки эффективности реферальной программы.
  • Настройка и адаптация вознаграждений для разных партнеров.
  • Интеграция с популярными системами, например, amoCRM и Bitrix24, чтобы новые клиенты автоматически переносились в вашу CRM-систему.
  • Данные по каждому новому клиенту: источник, статус сделки, сумма всех сделок.
С помощью PRM online можно легко управлять реферальными и партнерскими программами и масштабировать приток новых клиентов, не повышая нагрузки на сотрудников. За счет автоматизации всех процессов, рутина и ошибки сводятся к минимуму и благодаря PRM online этот канал привлечения новых клиентов требует минимум внимания и затрат.

Чтобы посмотреть все возможности сервиса и разобраться, как создать свою реферальную программу в PRM online, оставьте ниже заявку на демо. Наши менеджеры свяжутся с вами в удобное время и все покажут.
Мария
Автор блога PRMonline

Читайте также:

Хотите бесплатную демонстрацию возможностей PRM Online?